Одобрено королевой

Cеребряных дел мастер Фрэнк Смайтсон, основавший свое дело в 1887 году, помимо владения ремеслом, обладал еще одним талантом — он был блестящим маркетологом, хотя подобной профессии в ту эпоху не существовало. Свой бизнес он начал с производства столовых аксессуаров; в архивах Smythson, которые хранятся в подвале флагманского бутика марки на лондонской New Bond Street, можно обнаружить серебряные перечницу и солонку 1906 года. Сегодня они могут показаться удачной пародией на двух знаковых персонажей сериала «Аббатство Даунтон», поскольку изображают шофера и суфражистку.

Фрэнк Смайтсон постоянно находился в поиске новых технологий и талантливых мастеров, себя он именовал «изобретателем новинок», а реклама его компании гласила, что она производит «писчебумажные принадлежности и модные товары для высшего класса». Это не было преувеличением, особенно если учесть, что королева Виктория еще в 1890-х заказала у Smythson гербовую бумагу для своего двора — причем, собственную для каждого из дворцов. С тех пор список знаменитых клиентов марки только прирастал аристократами и знаменитостями. Ее почитателями были многие политики и премьер-министры, включая Уинстона Черчилля, а также звезды — Грейс Келли, Кэтрин Хепберн, Вивьен Ли, Мадонна... По сей день бумагами Smythson пользуются члены королевской семьи — над логотипом марки красуются три герба: варранты Ее Величества Елизаветы II, герцога Эдинбургского и Принца Уэльского.

В музее марки, который также расположен в бутике на New Bond Street, можно увидеть образцы рождественских открыток, визитных карточек, конвертов и гербовых бумаг многих заказчиков марки (например, Зигмунда Фрейда), а также непревзойденный шедевр печатного мастерства — писчую бумагу с гербом, тисненным перламутром, для индийского махараджи. Увы, современные мастера сегодня не могут повторить эту тонкую работу, да и заказчиков, способных ее оплатить и понимающих красоту и важность культуры бумажной корреспонденции, почти не осталось. Этим образцом вдохновилась принцесса Диана, когда после развода в 1994 году решила поменять инициалы на своих бумагах и заказала у Smythson карточки и конверты с красной рамкой и простой прописной Д.

Самым знаменитым изобретением марки стал блокнот «Панама», придуманный 1908 году. «Легкий как перышко» он впервые позволил носить личный дневник с собой, а его компактная версия идеально помещалась в нагрудном кармане пиджака. Сравнение с эквадорской панамой было не случайно: блокнот также можно было скручивать, и он не терял своей формы и не приобретал заломы. Для его страниц использовалась та же бумага, что и для банкнот, — невесомая, но прочная, через которую не просвечивались записи чернильной ручкой. Что же касается узнаваемого цвета его страниц (оттенок «голубой Нил» стал фирменным для всей упаковки Smythson), то на этот счет существует несколько версий, в том числе мифических: будто бы в краску случайно пролились чернила или Фрэнк Смайтсон хотел воспроизвести голубые блики на поверхности Нила. Скорее же всего это было верное брендинговое решение бизнесмена. Что может быть благороднее голубого оттенка, который всегда ассоциировался с королевскими домами, и обреза из 24-каратного золота? Любопытно, что во время Второй мировой, когда магазин Smythson работал всего пару часов в день, снаружи выстраивалась очередь — даже в годы лишений и дефицита люди хотели купить блокнот любимой марки. По сей день все писчебумажные принадлежности производятся в Великобритании на старых станках.

Важнейшая часть коллекции Smythson — кожаные аксессуары. Сегодня, как и многие другие марки высокого класса, они изготавливаются в Италии (да и принадлежит компания итальянской группе Tivoli, которая владеет кожевенной фабрикой).

В последние годы коллекция значительно расширилась и охватила многие категории товаров — от саквояжей, рюкзаков и деловых портфелей до визитниц, кожаных пеналов и шкатулок. Собственный архив — постоянный источник вдохновения для дизайнеров марки. Полосатая подкладка в современной сумке Greenwich вдохновлена подкладкой женской сумки Bond Street, выпущенной в начале 1900-х. Сегодня этот «докторский саквояж» кажется довольно громоздким, но тогда женщины взяли привычку носить с собой нюхательные соли в тяжелых стеклянных пузырьках. Эта модель, выпущенная «из отлично пахнущей русской телячьей кожи» так и рекламировалась — «как сумка, которая вмещает немного больше».

Историческая модель сумки для джентльменов «Монитор» с карманом для блокнота «Панама» идеально размещалась на багажной полке в вагоне поезда, она послужила прототипом для саквояжа Burlington — сегодня он идеально вписывается в параметры ручной клади для самолета. Фирменный портфель, который марка выпускает с 1910 года в наши дни превратился в модель Grosvenor. А легендарные блокноты с голубыми страницами внешне нисколько не изменились, только теперь производятся во множестве размеров и цветов.


Текст: Александр Рымкевич
Фото: Анастасия Хавжу

Коллекции бренда доступны в бутиках St-James

Другие статьи
Бренд
Быть на волне
Наступает сезон, когда оставаться в городе совершенно не хочется: мужчин тянет туда, где есть сила, мощь, скорость, адреналин.
Бренд
Дело в деталях
Гардероб мужчины формируется в течение всей жизни. Какие-то модели приходят и уходят, потому что меняется статус, фигура или эмоциональное состояние.
Бренд
Гроза улиц
За последние 20 лет отношение к уличной моде заметно изменилось. Теперь даже заядлые фанаты классических сочетаний воспринимают стритвир иначе: это больше не отдельная часть субкультурного пласта, главными герои которого стали рэперы, скейтеры и стрит-арт художники, а полноценная составляющая стиля современных мужчин.

^